19 января — Праздник Крещения Господа Иисуса Христа ( Богоявление)

Праздник Крещения  начинается со службы предпраздничества Богоявления — Крещенского  сочельника   18 января.

Атепцево храм вид с дорогиВ Крещенский сочельник и в день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Этот обычай существовал уже в III веке. Св. Иоанн Златоуст называет крещенскую воду «агиасмой» – святыней. В воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские, торжественно с крестным ходом освящаются реки и водоемы. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов душевных и телесных. Поэтому христиане хранят святую крещенскую воду дома в достойном месте и пьют ее утром натощак.

В этот день и накануне (в крещенский сочельник) в память о том, что Господь Своим крещением освятил воду, совершается Великое водосвятие – Чин освящения воды. Освящение воды проходит как в храмах, так и на водоемах, если храм находится от них в непосредственной близости. Для этого во льду вырубают прорубь в виде креста (так называемую Иордань).

Атепцево Иордань Крещение

Святитель Феофан Затворник: «Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: «покайтесь — и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна.»

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных (не крещенных), которое является, в сущности, духовным просвещением.

  «Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый : Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе , и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, — спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.»- Святитель Феофан Затворник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *