Таинство Соборования

Известно, что современный человек живет интенсивно и суетно. На него обрушивается поток информации, его берут в плен новые технологии. За одну неделю он успевает увидеть, услышать и перечувствовать столько, сколько его прадед не испытал и за пять лет. Более того, наш современник лицемерит, живет двойной жизнью, забывает о старых грехах, попадая в капкан врага рода человеческого. Душа его изнемогает от подобной жизни. И тут на помощь приходит древнее таинство Елеосвящения, или Соборования. Ведь елеосвящением называют таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные страдания, избавляющая его от грехов неосознанных и забытых. Однако необходимо понимать, что елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Таинство Соборования ( Елеосвящения) не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное исцеление: в таинстве исцеляется в первую очередь наша душа.

Таинство Елеосвящения было установлено, как мы знаем из Апостольских деяний, еще с древних времен. В Евангелии от Марка читаем, что апостолы, проповедуя по всей Палестине, помазывали больных маслом, излечивая их. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему, — писал апостол Иаков в своем Соборном послании (Иак. 5, 14-15).

Бытует мнение, что елеосвящение (соборование) совершается только над умирающим. Это ошибочное мнение. Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию».

По традиции таинство совершается собором семи священников, отсюда и его второе название — соборование, но допускается и меньшее число священства.   У нас в храме соборование проходит один — два раза во время Великого поста.  Таинство состоит из семикратного чтения Апостола, Евангелия и молитв. После каждого евангельского чтения и молитвенного обращения к Богу священники помазуют освященным маслом (елеем), смешанным с вином, лоб, подбородок, щеки, грудь и кисти рук с двух сторон. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи как свидетельство того, что Христос — свет в нашей жизни. По окончании последнего чтения Священного Писания священник возлагает раскрытое (словно руку Спасителя) Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении их грехов. Затем можно взять немного освященного масла домой и помазывать им больные места или по каплям добавлять в пищу для оздоровления души и тела.

Помощью в подготовке к таинству нам могут послужить как будничные великопостные службы, так и более ответственное отношение к домашней молитве, с включением, например, в нее на время поста молитвы преподобного Ефрема Сирина. Кроме того, необходимо до или после соборования исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Без особой необходимости желательно участвовать в таинстве Соборования не чаще раза в год. Ведь таинство Соборования — это дополнительная мера, которая никак не может заменить таинство Исповеди, где мы можем покаяться в своих грехах, и таинство Евхаристии, где мы принимаем Тело и Кровь Христа во исцеление души и тела.

Для того чтобы принять участие в таинстве Соборования, необходимо прийти немного раньше назначенного времени и обратиться в церковную лавку храма, где запишут ваше имя для молитвенного поминовения во время совершения таинства. Продолжительность богослужения, во время которого совершается таинство Соборования — приблизительно три часа.

Если в соборовании нуждается тяжело болеющий человек, то его близкие могут обратиться в церковную лавку храма, чтобы пригласить священника домой или в больницу.

Детей до семи лет соборовать не принято, так как они еще не готовы к исповеди, а таинство Соборования — это таинство Покаяния, молитвенное обращение к Богу с просьбой очистить от греха, повреждающего и душу, и тело.

Как правильно подготовиться к соборованию?  Нужна ли перед ним исповедь? Правильнее будет исповедоваться и причаститься, а потом собороваться, или можно и наоборот? Или это не имеет особого значения?

Отвечает священник Иоанн Соловей Никольский собор г.Наро-Фоминск , Соборование 11 марта 2014г. :

Вопрос довольно распространённый, но связан он с забвением того, что в идеале все христиане, приходя на литургию, должны причащаться. Мы сегодня далеки от этой нормы, но она остается нормой. Если человек причащается каждое воскресенье, а раз в году среди недели пособоруется, соборование для него само собой свяжется с причастием. А кто причащается раз в год, может присоединить это к соборованию,  но плохо, что так редко причащаются люди.

  Отвечает протоиерей Константин Островский благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии, настоятельУспенского храма г. Красногорска.протоиерей Островский

Если на совести у человека тяжкий грех, который отлучает его от Церкви, такой грех никакое священнодействие не снимет. Вернуться в Церковь такой человек может только через покаяние, исповедание этого греха, скорее всего, и епитимью. Подгонять такую исповедь к соборованию нет никакого смысла.

А если речь идет просто об исповеди перед причастием, то вполне естественно, что человек на неделе пособоровался,  в субботу вечером исповедовался, а в воскресенье причастился.  Или наоборот – сначала исповедовался и причастился, потом пособоровался. На мой взгляд, не принципиально, в какой последовательности. Все равно это разные таинства, не заменяющие друг друга.
Я иногда слышал такое: «Поскольку я соборуюсь, каяться не нужно». Это уже какое-то магическое отношение к таинствам, к тому же открывающее ворота лукавству – мне стыдно рассказывать о своих грехах, поэтому пойду пособоруюсь.

В таинстве елеосвящения мы испрашиваем и получаем милость Божию, в которой мы все, больные и здоровые, одинаково нуждаемся. Потому что греховность наша – как море. Я имею в виду не количество ее (это само собой), а глубину. Есть глубина греховности.

Даже те, кто серьезно подвизается, борется со своими страстями, внимателен к своим помыслам и сердечным движениям, искренне кается во всех грехах, которые знает за собой, даже они видят: сколько с грехом ни борись, сколько свою душу покаянием ни очищай, все равно остается великий пласт греховности. И чем больше человек подвизается, тем яснее видит эту бездну греха в своем сердце, как сказано в псалме: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс., 63, 7).

Не то что очистить эту бездну без милости Божией невозможно, а и познать-то ее до конца нам не удается, даже если мы посильно подвизаемся. И, видя такую свою немощь, мы обращаемся к Богу с мольбой о милости: «Господи, вот подвизаюсь, стараюсь исправиться, и все равно остается в душе великая нечистота. Помилуй меня. Сам, Всемогущий, очисти!»

Часто говорят, что в таинстве елеосвящения человек получает прощение грехов, в которых не мог покаяться по забывчивости или по неведению. Это в общем-то правильно, хотя звучит несколько формально и излишне оптимистично. Дело не в том, что мы пять, десять, сто десять грехов забыли. Мы просто эту греховную бездну не видим, а увидим ее уже на Страшном Суде. И это будет действительно страшный суд, и мы ужаснемся, потому что хотя поверхность своей нечистой души мы и пытались очищать, но глубину так и не затронули.

Для того чтобы не случилось этого ужаса потом, когда уже будет поздно, мы сейчас, пока еще живы, пока имеем свободу, имеем возможность обращаться к Богу с покаянной молитвой, просим, чтобы Господь воззрел на нашу немощь и излил на нас свою спасающую и очищающую милость.

Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. И эта практика одобрена священноначалием.

 

Таинство Соборования: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *