Храм — центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и преображение.
Храм — это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них (Мф. 18,20). Никольский храм стоит на пригорке поселения Атепцево. По внешнему виду, он похож на продолговатый корабль. Это означает, что Церковь, подобно кораблю по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Храм является самым простым типом деревянной церкви — клетский. Это комбинация соединенных вместе трех срубов или стоп (алтарь, храм и притвор) с двухскатной крышей, увенчанной одной главой, на которой стоит крест во славу главы Церкви — Иисуса Христа . Алтарь построен ввиде гранника о пяти стенах «по круглому», символизирующих Небо. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений.
Прихожане любят свой храм и заботятся о том, чтобы в нем всегда было тепло и уютно. В нем чувствуется благодать Божия. Влекомые Божией благодатью наши верующие всегда стремятся прийти в наш Атепцевский храм, ставший для многих родным домом.
Придел в церкви один и освящен в честь Святителя Николая.
Наши престольные праздники: Дни памяти Святителю Николаю Архиепископу Мирликийскому, Чудотворцу 6(19) декабря и 9(22 ) мая.
Тропарь, глас 4
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Святыни
В нашем храме находятся список с Образа иконы Божией Матери Скоропослушница, подаренная меценатом, привезенная и освященная с Афона. Младенец, сидящий на левой руке Богоматери, благословляет правой рукой, а в левой держит свиток.
Известно, что молитва перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» дает быстрое исцеление, спасает в случаях, когда помощь свыше необходима немедленно. К молитве «Скоропослушнице» прибегали в прошлые времена во время кораблекрушений, внезапных проявлений стихии, при преступном нападении, в пленении – везде, где промедление могло обернуться необратимой бедой, но одного человеческого действия для ее предотвращения – недостаточно. При искренней сердечной молитве помощь всегда приходит. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах — о рождении здорового ребенка.Чудотворный образ источают благодатную силу прибегающим к иконе с верою и сокрушенным сердцем. Пресвятая Матерь Божия поныне исполняет Свое обещание: являет скорую помощь и утешение всем, прибегающим к Ней с верою.
По субботам в 15-00 часов в храме читается Акафист Божией Матери «Скоропослушница»
Тропарь
К Богородице притецем, сущии в бедах, и ко Святей иконе Ея ныне припадем, с верою зовуще из глубины души: скоро наше услыши моление, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся: Тебе бо раби Твои в нуждах готовую помощницу имамы.
14 ноября (1 ноября ст.ст.) Русская Православная Церковь вспоминает священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова) Вышегородских, просиявших в земле Верейской и Наро-Фоминской. Это наши родные СВЯТЫЕ. В храме есть икона с образами этих Святых и с частичкой их мощей.
Священники подмосковного села Вышегород, в 1918 году они были зверски убиты карательным отрядом латышей. Расправа над ними была невероятно жестокой и ничем не обоснованной, невиновность священников признали даже местные большевики.
14 ноября 1918 года в сельском храме села Вышегород Верейского уезда Московской губернии отмечался престольный праздник — память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. На торжество съехались духовенство и миряне со всей округи. После литургии и молебна состоялась общая трапеза. Накрытые столы, славословия, песни… Казалось, ничто не предвещало беды.
Вышегородцы привыкли с спокойной, размеренной провинциальной жизни. Когда-то в XIVвеке здесь был город, так называемый «Вышгород московский», о чем напоминали развалины древнего городища в стороне от села. В XVIII веке Вышегород потерял прежнее значение и превратился во владельческое село графов Шуваловых. Деревянная Ризоположенская церковь была построена здесь еще в 1791 году местной графиней Екатериной Головиной, урожденной Шуваловой. В храме было два престола: один — во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой — во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
К началу XX века село было уже бедное, отдельных домов для священника и псаломщика при храме не было, и церковнослужители жили в наемных сырых и холодных к рестьянских избушках. Помещения эти, как сообщали клировые ведомости, едва ли были пригодны для жилья, но «за неимением других свободных приходилось причту с семействами ютиться в таких».
Настоятелем Ризоположенской церкви чуть больше года назад, в 1917-м, был назначен молодой иерей Феодор Ремизов. Отец Феодор был потомственным священником, он родился в семье иерея Николая Ремизова и был рукоположен в «революционном» 1917-м году. Он пришел служить в этот бедный приход на место своего брата, священника Александра Ремизова, у которого с женой Александрой было шестеро детей. Жить такой большой семье при Ризоположенской церкви было негде, и отец Александр перевелся на другой приход (а у отца Феодора детей еще не было).
14 ноября молодой отец Феодор был хозяином праздника. Среди гостей был и настоятель другого вышегородского храма, Крестовоздвиженского — иерей Александр Смирнов. В 1918 году отцу Александру было 43 года. У него была супруга и двое детей — старшая дочь Елена и младший сын Александр.
Выпускник Московской духовной семинарии, несколько лет после выпуска он работал учителем Закона Божия в селе Круглино Дмитровского уезда Московской губернии. Затем женился, принял в 1903 году священный сан и с тех пор служил в Вышегороде.
Каменный Крестовоздвиженский храм, расположенный на древнем вышегородском городище, где служил отец Александр, был также построен в XVIIIвеке на средства графов Шуваловых. Приход отца Александра к началу XXвека тоже был бедным и не мог построить священнику жилье, но в 1913 году местный благотворитель, помещик Шлиппе бесплатно предоставил семье священника квартиру в своем доме.
У отца Александра был очень красивый и сильный голос, так что священноначалие не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов, — но он отказывался покинуть свой приход. К службе отец Александр относился трепетно, всегда неукоснительно соблюдал церковный устав, за что его уважали не только собственные прихожане, но и старообрядцы, которых в Верейском уезде до революции проживало множество.
Отец Александр уже пережил один конфликт с безбожным режимом. В 1918 году был издан декрет об отделении Церкви от государства, и местные власти потребовали от священника, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы — по-видимому, считая, что сам по себе священник, свободно идущий по улице уже есть форма христианской проповеди. Однако отец Александр посоветовался со старцем-духовником и не стал выполнять предписания. На вопрос, почему, он отвечал, что распоряжение это беззаконно и он должен поддерживать традиционный облик православного пастыря.
Трапеза и беседа шли своим чередом…. Впрочем, светлая радость праздника омрачалась тревожными вестями. Священники и прихожане не могли не знать, что накануне в селе произошло убийство. Крестьяне, возмущенные жестокостью сельского милиционера Мужерова, не найдя на него управы у местных советских начальников, совершили самосуд и убили его. Реакция советской власти была незамедлительной. За смерть милиционера была назначена месть. Из Москвы в уезд был послан карательный отряд латышей числом в пятьдесят всадников, которые должны были жестокостью казней устрашить крестьян.
Праздник у Ризоположенской церкви закончился, священники и прихожане разъехались по домам. В тот же день, ближе к вечеру, в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд.
По пути карателям повстречался церковный сторож, и красноармейцы зарубили его шашками. Далее в Вышегороде началась кровавая резня. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера, были без всякого суда казнены. По-видимому, «заодно», для пущего устрашения, каратели решили разделаться и с прочими представителями местной «контры». Так приняли мученическую смерть священники Феодор и Александр.
Священников было решено убить «просто так», безо всякого повода. Даже формального обвинения в «контрреволюционной деятельности» отцу Александру и отцу Феодору не предъявили. Тем более не было какого бы то ни было суда или следствия. Расправа с ними была ничем необоснованной и невероятно зверской.
Узнав, что отец Александр дома, каратели подослали к нему свою сообщницу — местную фельдшерицу. Фельдшерица попыталась выманить священника из дома и пригласила его в сельсовет. — Зачем я пойду? — прямо и просто ответил священник, — Я ни в чем перед властью не виноват. — Как хотите, — ответила та и ушла, но в голосе ее прозвучала угроза. Жена отца Александра со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырехлетний сын Александр. Вскоре раздался громкий стук в дверь. Отец Александр открыл, дом наполнился вооруженными латышами. — Собирайтесь, вас вызывают к начальнику. — Я не могу покинуть дом, где остается только маленький мальчик, — ответил священник. — Но начальник не может ждать! Сопротивляться было бессмысленно. Помолившись, отец Александр надел рясу, шапку и вышел на улицу.Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок. Держа в руках горящие свечи, каратели повели отца Александра на казнь. Вместо сельсовета отца Александра повели к выезду из села, по дороге на Новую Борисовку. По пути они встретили идущего под конвоем отца Феодора, также арестованного, и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены. — Тогда надо помолиться, — сказал отец Александр. — Молись, — разрешил начальник отряда. Священники, преклонив колена, стали молиться Богу. Через некоторое время отец Александр произнес:— Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете. Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой. Но священник был жив. Тогда палачи выстрелили ему в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока. После этого палачи приступили к отцу Феодору. Священник стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Отец Феодор был еще жив, но каратели не стали добивать его и поспешили покинуть скорее место казни. Проезжая через деревню, латыши бросили крестьянам:
— Ну и поп этот ваш Александр, никогда еще таких мы не видели. И далее рассказали об участи, которую он им предвозвестил. Слова отца Александра исполнились в точности. Через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым восставшими крестьянами. Свидетелями мученической кончины священников были несколько горожан, которые запаслись в деревне продуктами и собирались домой. Завидев отряд карателей, они спрятались и из укрытия наблюдали за происходящим, но как только каратели уехали, опрометью бросились бежать. Лишь через некоторое время они рассказали деревенским о том, что было. На следующий день рано утром один из местных жителей при въезде в Новую Борисовку услыхал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу о. Феодора. Неподалеку обнаружил тело о. Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, о. Феодор уже скончался. На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников. На девятый день после кончины о. Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны. В двадцатых годах дом в Вышегороде, где жила семья отца Александра Смирнова, был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь фотография отца Александра, обгоревшая по краям…
Храмы Вышегорода, где служили отец Александр и отец Феодор, до наших дней не сохранились — они были уничтожены в годы хрущевских гонений. В начале 1980-х годов была разрушена и единственная оставшаяся в селе православная часовня. С тех пор в Вышегороде нет ни храма, ни священника. Мощи священномучеников были найдены верующими на местном кладбище 8 октября 1986 года. В центре деревни Новоборисовка на месте их гибели стоит символический крест. На Архиерейском Соборе 2000 года священники Александр и Феодор были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
История о храме
Первое письменное упоминание об Атепцеве сохранилось в документах за 1614 год, т.е. год смутного времени . Удалась встретить в опубликованных материалах Боровских краеведов, сообщавших, что ещё при жизни царя Ивана Грозного «сельцо Атепцево вместе с сельцом Котово, деревнями и пустошами на реке Наре Суходольского стана Боровского уезда были подарены Пафнутьево-Боровскому монастырю их владельцем, дьяком Андреем Щелкаловым».
«Сельцо Отепцево на реке Наре, а в нем храм Николы Чудотворца, древен ветх… » С этих первых исторических слов,мы видим как неразрывно связана она с домом Божьим, домом Создателя всего видимого и невидимого! Корни наших предков уходят именно туда и в этом наша сила, крепость и опора, она в истинном смысле жизни заложенном в нее Самим Создателем, только она есть и будет мерилом правды. В этих древних письменах, которым сейчас уже 398 лет, неразрывно, от имени села, идет имя Святого Угодника божия Николая Чудотворца. С этим именем Атепцево было всегда, да и не только нашего села — тут целый Никольский тракт, от Никольского храма в Наро-фоминске до Никольского храма в Каменском и далее до Никольского храма в Новоселках — все храмы, воздвигнутые во славу Божию, Его имя носят. Церковь изменила жизнь своего народа, именно она взывала к сердцу, к душе человека, именно она была мерилом правды. К 1614 году, со слов истории, Атепцевская церковь была уже ветхой, но если учитывать, что храмы тогда не отапливались, то они сохранялись долго, в Кижах и поныне стоит деревянный храм построенный в 1714 году, ему уже 298 лет. Возможно, что атепцевскому храму тогда было уже 200 лет и он обветшал. Рядом с Атепцево была Покровская пустошь, которая в те смутные времена разорилась, но в ней хорошо сохранился, тоже из дерева , храм Покрова Пресвятой Богородицы, вот его и перенесли в Атепцево, на место разобранного ветхого храма. Благодаря сохранившимся до нас историческим документам, есть точное ее описание, как внутри, так и снаружи, эта церковь прослужила нашим предкам также долго с 1629 года — 1910 года, т.е. более 280 лет. Много событий прошло за это время:смута, войны,расколы… Все это колесо истории прокатилось по нашей Атепцевской земле,но Бог хранил ее, Атепцево процветало приумножаясь — богатея… Уже была в нем бумогоделательная фабрика, школы. И вот тогда благочестивые христиане, создав попечительский совет, решили построить каменную церковь.
До нас дошли списки этих особо значимых людей для Атепцево. Это владелец Атепцевский фабрики Чижов А.И., купцы:Колосков и Борисов, от крестьян села — Кузнецовых, Силаевой, от старосты атепцевской церкви- Мирона Евстигнеева и его сына, от крестьян деревни Ерюхино и Горчухино.Все они были прихожанами этой церкви, Эти славные имена мы помним. Основную организационную роль в этом тяжелом , растянувшемся на целых 15 лет , взял священник Гавриил Молчанов. Не легко было строить храм, даже в то время когда село кажется росло и богатело, но он был построен, несмотря на зарождающееся уже тогда богоотступничество. Храм был на редкость красивым — трехпрестольным:Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы и архангела Гавриила, построенный по проекту архитектора Струкова. Храм стоял на самом высоком месте села, а его четырехъярусная колокольня (со слов коренных жителей) была видна из соседних сел и дорог. Этот храм стал украшением всей округи..Но надвигались черные времена нашей истории , богатея , забывали Бога, конечно, далеко не все, и как результат, новые потрясения — революция, война, а далее, страшная волна репрессий прокатилась по нашей земле. Новой власти и ее идеологии, мешала правда Божия, мешала Его церковь, повсюду стали разорять и взрывать храмы, не минуло эта скорбь и Атепцево . Нашлись местные угодники власти , решившие взорвать храм,что бы не стоял он им в укор за неправду их жизни. В 1938 году , несмотря на слезы и мольбы верующих, храм взорвали. Вот так хотели искоренить веру из людских душ, но как говорит пословица:»Бог не только в бревнах живет, Он в ребрах душ человеческих». В Атепцеве не все стали безбожниками, сохранилась вера в простых людях, и одна простая христианка, Анастасия Широкова, улучшив время, вместе со своими внучками забрала из развалин храма сохранившуюся в целости церковную каменную плиту,с изображением святого Николая Чудотворца . Это был очень опасный поступок было для нее и для всей ее семьи . Она с крепкой верой сохранила эту плиту , и наказала хранить своим детям и внукам. Вечная ей память! Верила она, что возродится вера в Атепцево, возродится храм Божий, а детям так и наказала: «Берегите камень! Пока он цел — и вы живы.» Так и произошло , страшные войны были на этой земле , многие погибли за отечество, людей угнали в плен, село сожгли, сохранились лишь несколько домов. Из них — здание церковноприходской школы и дом того ,строителя — священника Молчанова. Милостивый Господь сохранил их. Они не сгорели, приютили вернувшихся из плена угнанных сельчан, больных , голодных, обмороженных. От их домов стояли только черные трубы.
Долгим и трудным бывает путь возрождения, но он единственно верный…
Прошли годы безверия, канули в лету, и спустя много лет, именно внучка Анстасии Широковой стала инициатором строительства храма, она сохранила бабушкин наказ про камень из взорванного храма. По прошествии 63 лет был заложен в основание нынешнего храма камень, все того же Николая Чудотворца. Не оставил Святитель Николай село Атепцево.
В 2001 г. при храме зарегистрирована община, богослужения проводились во временном помещении. Церковь отстроена заново в 2003 году. В 2010 году возвели небольшую звонницу, а в конце 2011 года повесили колокола.
2006 год