Страстной седмицей называется последняя неделя перед Пасхой. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней жизни Спасителя: Его страданий, Крестной смерти и погребения.
Понедельник, Вторник и Среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.
Великий Вторник.
7 АПРЕЛЯ — великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (I, 26-38). Церковь считает «главизной нашего спасения» — воплощения Бога Слова от Девы Марии, возвещенном Ей Архангелом Гавриилом.
Величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, благодатная, Господь с Тобою».
По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня: Великий Четверг, Великая Пятница, Великая Суббота.
Великий Четверг
Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предательства Его Иудой. Литургия святого Василия Великого совершается и соединяется с вечерней в память того, что Господь установил вечером таинство Причащения. В Московском Успенском соборе и в Киево-Печерской Лавре за Литургией в этот день совершалось освящение мира, употребляемого для совершения таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов.
Великая Пятница
Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию Крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения.
На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать евангельских чтений, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя: начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим, с одной стороны, то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой – горячую любовь к своему Спасителю.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, т.к. в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются царские часы.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребение Его.
На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать евангельских чтений, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя: начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим, с одной стороны, то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой — горячую любовь к своему Спасителю.
На вечерне при пении тропаря «Благообразный Иосиф с Древа снем Пречистое Тело Твое…» священник поднимает Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится в середине храма в продолжении трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа «во гробе плотски, во ад же с душой, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный», и, наконец, Воскресения Спасителя из гроба.
На утрени Великой Субботы, после великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже» выносится священнослужителями из храма, на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Потом Плащаницу положат на место посредине храма до окончания полунощницы, в двенадцатом часу ночи следующего дня. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь между царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
Божественная литургия в этот день соединяется с вечерней. Читают 15 паремий, в которых собраны ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей страданиями и Воскресением Иисуса Христа. После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. Черные одежды священнослужителей сменяется на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это – изображение события, что мироносицы рано утром, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа.
Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. По окончании Литургии бывает благословение хлевов и вина для подкрепления сил молящихся.
После этого верующие благоговейно ожидают наступление полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.