СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА С 6 АПРЕЛЯ по 11 АПРЕЛЯ 2015г.

Страстной седмицей называется последняя неделя перед Пасхой. Такое название эта неделя имеет потому, что она посвящена воспоминаниям последних дней жизни Спасителя: Его страданий, Крестной смерти и погребения.

Понедельник, Вторник и Среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.

Великий Вторник.

Икона 7 АПРЕЛЯ  — великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии от Луки (I, 26-38).  Церковь  считает  «главизной нашего спасения» — воплощения Бога Слова от Девы Марии, возвещенном Ей Архангелом Гавриилом.

Величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, благодатная, Господь с Тобою».

По величию воспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня: Великий Четверг, Великая Пятница, Великая Суббота.

Великий Четверг

Служба Великого Четверга посвящена воспоминанию умовения Иисусом Христом ног ученикам, Тайной Вечери, молитвы Иисуса Христа в саду Гефсиманском и предательства Его Иудой. Литургия святого Василия Великого совершается и соединяется с вечерней в память того, что Господь установил вечером таинство Причащения. В Московском Успенском соборе и в Киево-Печерской Лавре за Литургией в этот день совершалось освящение мира, употребляемого для совершения таинства Миропомазания, при освящении храмов и антиминсов.

Великая Пятница

Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию Крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения.

На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать евангельских чтений, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя: начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим, с одной стороны, то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой – горячую любовь к своему Спасителю.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, т.к. в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются царские часы.

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребение Его.

На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать евангельских чтений, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя: начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим, с одной стороны, то, что  слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой — горячую любовь к своему Спасителю.

На вечерне при пении тропаря «Благообразный Иосиф с Древа снем Пречистое Тело Твое…» священник поднимает Плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится в середине храма в продолжении трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Плащаница Пятница 10 апреля храм АтепцевоВеликая Суббота

Богослужение Великой Субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа  «во гробе плотски, во ад же с душой, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняй неописанный», и, наконец, Воскресения Спасителя из гроба.

На утрени Великой Субботы, после великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже» выносится священнослужителями  из храма, на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Потом  Плащаницу положат на место посредине храма до окончания полунощницы, в двенадцатом часу ночи следующего дня. В  конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь между царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа  на земле по Воскресении Его из мертвых.

Божественная литургия в этот день соединяется с вечерней.  Читают 15 паремий, в которых собраны ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей страданиями и Воскресением Иисуса Христа. После паремий и Апостола предначинается праздник Воскресения Христова. Черные одежды священнослужителей сменяется на светлые, так  же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Это – изображение события, что мироносицы рано утром, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа.

Затем Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. По окончании Литургии бывает благословение хлевов и вина для подкрепления сил молящихся.

После этого верующие благоговейно ожидают наступление полуночи, в которую начинается светлая пасхальная радость величайшего праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *